Сколько сладостей мы едим?
Кондитерские изделия входят в ежедневную продуктовую корзину среднего российского покупателя.
Известно, что кондитерские изделия делятся на мучные (печенья, торты, вафли и т.д.) и сахаристые (шоколад, карамель, мармелад, халва и т.д.). В натуральном выражении доля первых на рынке составляет 51%, а доля вторых - 49%.
Показательны результаты одного исследования: в России 4 из 10 человек ни при каких условиях, даже при изменении условий жизни и уровня дохода, не снизят потребления печенья, тортов или шоколада. Однако по факту сладости - это не продукт первой необходимости, и спрос на него эластичен по доходу. Это значит, что рост доходов населения приводит к росту спроса, и наоборот.
Зачем покупают кондитерские изделия? 85% респондентов объясняют, что покупают сладости как "что-то к чаю". Чай - важный атрибут русского стола, и кондитерские изделия, особенно мучные, как дополнение к чаю, играют не менее важную роль
Интересно, что доля отечественных производителей на рынке в России преобладает: 96% против 4% импортной продукции! И интерес к российской продукции только растет. Но иностранные корпорации из в этой ситуации нашли, как получить прибыль. Сейчас почти все широко известные кондитерские предприятия России работают под руководством крупнейших западных компаний. Отечественные бренды от этого только выигрывают. В качестве преимуществ можно назвать инвестиции, большие маркетинговые бюджеты, опыт в разработке новых продуктов.
Кондитерские изделия - это, конечно, не мороженое, однако давно является аксиомой, что они также подвержены сезонным колебаниям спроса. И это оказывает существенное влияние на объемы продаж. Месяцем, на который приходится самый высокий товарооборот в кондитерке, является декабрь. Не секрет, что это вызвано желанием покупателей пополнить запасы к новогодним праздникам. Ниже мы покажем коэффициенты сезонности, рассчитанные как средние за 2012-2016 годы, где на декабрь приходится базовый коэффициент - 1.
Месяц |
Коэффициент |
Влияние на потребительскую активность |
Периоды
|
январь |
0,64 |
1,2,7 января, старый Новый год |
1
|
февраль |
0,63 |
14, 23 февраля |
1 |
март |
0,67 |
8 марта |
1 |
апрель |
0,62 |
Пасха |
2 |
май |
0,63 |
1, 9 мая, выпускные; появление сезонных ягод |
2 |
июнь |
0,58 |
Большой спрос на ягоды, фрукты |
2 |
июль |
0,75 |
Курортный сезон в туристических регионах |
- |
август |
0,83 |
Курортный сезон в туристических регионах |
3 |
сентябрь |
0,84 |
Курортный сезон в туристических регионах |
3 |
октябрь |
0,8 |
Погодные условия |
4 |
ноябрь |
0,79 |
Погодные условия |
4 |
декабрь |
1 |
Новый год, корпоративные праздники |
- |
На основании показателей можно выделить периоды с примерно равным уровнем активности покупателей. В первый период наблюдается относительно высокий спрос, обусловленный наличием праздников. Самым слабым здесь является февраль, и одной из причин этого является меньшее количество дней в этом месяце.
Во втором периоде происходит резкое сокращение спроса до середины лета. Это связано с наступлением теплого времени года, появлением товарозаменителей (фрукты, ягоды и т.д.), а также с Великим постом. Апрель - яркий пример, когда сезонность в кондитерской отрасли влияет не только на объемы продаж, но и на изменение структуры производства. Увеличивается продажа мучных изделий - куличей, снижается продажа весовых кремовых изделий. В данный период требуются особые маркетинговые мероприятия для стимулирования и сохранения объема продаж.
Июль является переходным месяцем, после которого наступает 3-й период - курортный сезон, когда активно покупаются и фрукты, и сладости. В июле постепенно наращивается товарооборот и объемы выпуска продукции. Покупательский интерес в июле сопоставим с активностью в октябре и ноябре, когда заканчивается период отпусков и покупатели покидают туристические регионы.
Поздней осенью отсутствуют традиционные праздники, и спрос обуславливается в основном погодными условиями. И только с середины декабря наступает ажиотаж, дающий самый высокий товарооборот в кондитерской отрасли.